Христианский взгляд на сон и сновидения
Смотрение Божие дало сон сладкий и продолжительный, который может успокоить тело после усталости и сделать его более крепким для трудов следующего дня. Поэтому не смотри на одни только труды, но обрати внимание и на утешения после трудов и за все восхваляй Правителя всяческих.
Блаженный Феодорит Кирский
Здесь мы уже неоднократно обсуждали различные взгляды на сон и сновидения – от мистических до строго научных. А как на эти явления смотрит наша Церковь? Узнать это не только интересно, но и полезно, ведь, без сомнения, среди посетителей нашего сайта есть верующие. Да и для остальных, думаю, это будет не излишне. В этой статье мы только прикоснёмся к этой обширной теме, ни в малой степени не претендуя на окончательность выводов.
Итак, что же говорит нам о сне Священное Писание? Первое упоминание о человеческом сне относится к моменту сотворения женщины, - Господь наводит сон на Адама, чтобы создать из него Еву (Быт. 2: 21). Кроме этого, мы можем понять, что крепкий сон – это добрый дар, нам ниспосылаемый. Есть в писании и упоминание о том, что сладок сон трудящегося, вне зависимости от того, много или мало он ел; но «пресыщение богатого не даёт ему уснуть» (Еккл. 5: 11). Но это материи, скорее, телесные, а читателя же наверняка больше интересует духовное наполнение сновидений.
Бывают ли «вещие» сны? Античные, языческие с точки зрения христианства, источники даже не сомневаются в этом нет. Достаточно вспомнить дельфийских пифий, с целью прорицания вводивших себя в полубессознательное состояние. Толкованием сновидений занимались жрецы Египта и Вавилона, Ассирии и древнего Китая. Наши предки тоже не остались в стороне: сонники-«сносудцы» известны с XV века, причём известны из списка еретических книг, из чего можно заключить, что Церковь относилась к такого рода литературе без радости.
Однако, считая дилетантские попытки толкования снов вредным и недушеполезным занятием, Церковь прямо указывает, что Господь может объявлять человеку Свою волю или говорить о будущих событиях посредством сновидений. Примеров тому есть много:
Во сне Господь говорил Аврааму (см.: Быт. 15: 12), а также языческому царю Авимелеху (см.: Быт. 20: 3–6); от Господа во сне получил видение патриарх Иаков (см.: Быт. 28: 12); в юности патриарх Иосиф видел вещий сон (см.: Быт. 37: 6–9), и он же толковал вещие сны египетских виночерпия и хлебодара (см.: Быт. 40), а затем и самого фараона (см.: Быт. 41: 15–32); «в Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью» (3 Цар. 3: 5); пророк Даниил толковал царю Навуходоносору его вещий сон (см.: Дан. 2), кроме того, видел «пророческие видения» (Дан. 7: 1) и сам.
Это Ветхий Завет, а из Нового Завета первым припоминается ангел, дважды во сне являвшийся Иосифу. Во сне же о том, что им не надо возвращаться к Ироду, были предупреждены волхвы.
Есть примеры, когда Создатель «говорит во сне прямо», но есть и видения, нуждающиеся в толковании. Но главное не в этом. Далеко не каждый сон, и в Священном Писании об этом говорится не раз, является «вещим», пророческим. Более того, даже то сновидение, которое имеет признаки предсказания, может оказаться ложным. Усилия толковать такие сны являются, как мы бы сейчас сказали, попыткой с негодными средствами, а люди, утверждающие, что любой сон можно истолковать, и они могут это сделать, прямо названы «пророками ложных снов». Именно поэтому к толкованиям нужно подходить с осторожностью, чтобы не навредить себе же.
Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «К мыслительной способности относятся суждение, одобрение, стремление к действию, а равно и отвращение и уклонение от него… Эта же способность действует в сновидениях, предвещая нам будущее». Да, будущее во сне может быть нам открыто, но не всё так просто.
Основной «подводный камень» в истолковании снов с точки зрения христианских мыслителей состоит в том, что среднестатистический человек, не будучи просветлён, не являясь пророком, не может отличить сон, ниспосланный Богом, от наваждения, насланного Врагом рода человеческого. Последний же, как известно, весьма искусен именно в обмане и мистификациях – Царь лжи.
Да и на бытовом уровне не стоит забывать, что множество «толкователей» могут являться шарлатанами, откровенно и трудолюбиво работающими над улучшением своего личного благосостояния. А ведь это не так безобидно, как может показаться на первый взгляд: можно, используя толкование сна, взятое «с потолка» поехать в отпуск не в Турцию, а в Карелию; а можно вместо врача побежать к «целительному» роднику. Последствия такого поступка редко бывают лучезарными…
Вывод из всего вышеописанного религиозные писатели делают достаточно резкий, боюсь, не всем он понравится: чтобы роковым образом не ошибиться, сны во внимание лучше не принимать. Вообще.
Повторюсь, не каждому, возможно, это понравится, но таково мнение христианских авторитетов, а решать, верить или не верить снам, каждый должен сам. И вот в этом солидарны почти все религии (за исключением совсем уж мрачных): человеку дана свобода воли.
Автор: Х.Иванов