Сновидения и кинематограф

Читаем о снах » Публикация от 24.12.2020

Тема сновидений и подсознания очень широко распространена в мировой культуре, и это неудивительно: сновидения – это неотъемлемая часть человеческой фантазии и воображения. Даже если человек далек от творчества, во снах он бессознательно творит, сам того не подозревая. Благодаря этому родилось огромное количество творческих шедевров.
Хочется заострить внимание на кинематографических лентах, где тема сновидений является основополагающей.

Весьма любопытны в этом плане фильмы жанра хоррор. Например, культовая франшиза «Кошмар на улице Вязов», где главный антагонист Фредди Крюгер использует свои сверхъестественные способности для того, чтобы проникать во сны подростков и там жестоко с ними расправляться самыми изощренными способами.
Фредди, как некий «повелитель снов», беспрепятственно хозяйничает в них, заставляя мирные сновидения превращаться в чудовищные кошмары, где абсолютно все подчинено его правилам. Он является аллегорией на подсознательные страхи, которые есть в каждом человеке. Но особенно остро это проявляется у подростков, у которых еще не сформирована личность, которые делают свой первый шаг во взрослую жизнь, и их психика еще нестабильна.

Очень показателен в данном контексте фильм 1990-го года «Коматозники», где небольшая группка молодых ученых-энтузиастов решает поэкспериментировать с клинической смертью. Они поочередно вводят друг друга в коматозное состояние с целью путешествия по загробному миру. Им это удается, но вторжение в то пространство несет весьма нехорошие последствия. Даже в таком фантастическом контексте фильм очень явно намекает на то, что человеческое подсознательное порой бывает гораздо сильнее, чем осмысленные действия.

Нельзя не упомянуть мегакультовый сериал «Твин Пикс», где сновидения являются одной из главных составляющих истории. Сюрреалистические мистические эпизоды как нельзя точно отражают природу человеческого подсознания. И раз уж мы вспомнили этот сериал, то нельзя не упомянуть его создателя – гениального режиссера Дэвида Линча. Некоторые его фильмы очень тесно связаны именно с подсознанием человека: «Голова – ластик», «Малхолланд Драйв», «Шоссе в никуда».

Невозможно обойти стороной знаменитый и многими любимый фильм «Начало» Кристофера Нолана. Рассуждать и дискутировать по поводу его посыла можно бесконечно, но одна из основных мыслей этой картины: человеческое подсознание многогранно и гораздо глубже, чем мы думаем. В одном сне могут умещаться десятки, сотни, тысячи подсознательных этажей, о которых мы даже не подозреваем. Но все они существуют благодаря нашему личному опыту, эмоциональным потрясениям, шокирующим лично нас ситуациям. Очень часто наше сознание самообороняется и стирает самые плохие воспоминания о прошлом, но они все равно записаны в нашей подкорке, как на жесткий диск. И в наших сновидениях мы иногда переживаем очень эмоциональные моменты, даже не осознавая их. Главный герой в исполнении Ди Каприо именно с этим и сталкивается в финале, до этого путешествуя по снам других людей с корыстными целями.

Есть великое множество фильмов на данную тему. Есть проходные, есть культовые. Есть плохие, но знаменитые, есть гениальные, но неизвестные...

Многие фильмы являются интригующими и завораживающими, ведь сны всегда, во все времена, являлись источником вдохновения. Сон – это раскрепощение фантазии, что заперта в обычных повседневных реалиях. И когда, проснувшись, Вас не отпускают эмоции от пережитого во сне, то, может быть, стоит попробовать оформить свое сновидение творчески?..

Оставить свой комментарий:
12345
e-mail нигде не выводится, нужен лишь для отправки уведомлений