Нагота во сне: Анализ серии снов

Читаем о снах » Публикация от 26.03.2022

Автор: Майкл Шредл (Michael Schredl) - ученый-сомнолог, Центральный институт психического здоровья, Медицинский факультет Мангейм/Гейдельбергский университет, Германия

Аннотация.

Некоторые теоретики утверждали, что сны демонстрируют черты первичного сознания (восприятие, эмоции), но им не хватает характеристик вторичного сознания, таких как саморефлексия, абстрактное мышление и метапознание. Разобраться в этом вопросе поможет изучение снов, в которых основной сюжет включает обработку сознания более высокого порядка. В рассмотренной серии из 12159 снов была проанализирована тема “полной или частичной наготы”, поскольку связанные с этим стыд и смущение являются результатом беспокойства спящего о том, что другие могут подумать о нем или о ней (теория разума). Около 1,08 % снов содержали эту тематику, демонстрируя большое разнообразие содержания. В целом, полученные результаты оказали сильную поддержку взглядам о том, что сны являются целенаправленными и в основном характеризуются первичными процессами сознания. Изучение типичных снов, которые включают − почти по определению - вторичные процессы сознания в качестве основной характеристики и, таким образом, представляют собой вершину айсберга, является многообещающим подходом к прояснению когнитивных возможностей человека в сновидениях.

 1.     Введение

Сновидения определяются как субъективные переживания, которые происходят во время сна (Шредль, 2018). Некоторые теоретики (Хобсон, 2009; Хобсон и Восс, 2011) утверждают, что сны демонстрируют в основном особенности первичного сознания (восприятие, эмоции), но им не хватает таких элементов вторичного сознания, как саморефлексия, абстрактное мышление и метапознание. Эта позиция была оспорена эмпирическими данными, показывающими, что в снах можно найти теорию процессов, связанных с разумом (Кан и Хобсон, 2005), и познание высокого порядка, оценку и метапознание (Кахан и Лаберже, 2011). Одна из методологических проблем в исследовании сновидений связана с тем, что результаты анализа содержания сновидений часто основаны на отчетах о сновидениях, записанных внешними наблюдателями (Домхофф, 1996; Холл и Ван де Кастиль, 1966). То есть эти результаты зависят от способностей и инструкций, данных участникам, сообщать о содержании сна после пробуждения как можно полнее (Шредль, 2010), например, если участник сосредотачивается на сообщении о действии во сне, могут происходить когнитивные процессы более высокого порядка, но они просто не отобразятся в отчетах о сновидениях, если не будет проведено специальное исследование с помощью опросников (Кахан и Клаудатос, 2016).

Другой вариант исследования вторичного сознания в сновидениях - сосредоточиться на темах сновидений, которые по своей сути зависят от особенностей вторичного сознания, например, сновидения о том, чтобы быть частично или полностью голым, поскольку сновидец часто испытывает стыд и думает о том, что другие могут подумать о нем (Фрейд, 1900-1991, с. 335-336). Типичный такой сон означает, что тема сна переживается значительным процентом населения в целом (Матес и Шредль, 2014). Фрейд рассказал о своем собственном сне, чтобы проиллюстрировать эту тему: “Я был раздет и поднимался по лестнице из квартиры на первом этаже. Я поднимался по трем ступенькам за раз и был в восторге от своей ловкости. Внезапно я заметил служанку, спускающуюся по лестнице – она шла мне навстречу. Мне стало стыдно, и в этот момент возникло чувство заторможенности: я был приклеен к ступенькам и не мог сдвинуться с места”. Подобные сны имеют почти кошмарный характер (где спящий парализован). Роберт и Задра (2014) обнаружили несколько кошмаров со сценами обнажения в качестве тревожной черты. Фрейд  предположил, что эти типы снов отражают воспоминания раннего детства, потому что маленькие дети хотят проявлять себя, поэтому такие сны могут относиться к подавленным и запрещенным желаниям с детства. С другой стороны, Фрейд также упомянул, что детей, раздевающихся в присутствии других людей, ругают, и, таким образом, можно было бы исследовать, связано ли чувство стыда или смущения в снах, где они голые или неподобающе одеты, с проблемами суперэго. Майерс (1989) подчеркнул свое наблюдение (уже рассмотренное Фрейдом) о том, что в этих снах зрители не реагируют на наготу сновидца, и предположил, что эти сны отражают попытки ребенка получить любовь и внимание от равнодушных родителей. Неудачные попытки, так как во сне это не работает. Несмотря на то, что тема явно связана с особенностями вторичного сознания, исследований феноменологии снов со сценами наготы мало.

Типичный опросник сновидений включал пункты “Вы когда-нибудь видели сны, где вы были неподобающе одетым?” и “Вы когда-нибудь видели сны, где вы были обнаженным?”. Ответы на данные вопросы представлены сразу несколькими странами: США, Японией, Канадой, Германией, Гонконгом/Китаем, где от 32,5 % до 43,0 % участников из западных стран заявили, что они видели сны, где они были неподобающе одеты. Аналогичная ситуация и с наготой (Гриффит и др., 1958; Нильсен и др., 2003; Шредль и др., 2004; Ю., 2008). Интересно, что цифры для выборки студентов из Иордании намного ниже: 18,4 % участников видели сны, где были неподобающе одеты, а 16 % - обнажены. Это указывает на культурные различия, поскольку японская выборка также показала более низкие проценты, чем американская выборка в США (Гриффит и др., 1958). В выборке снов из дневника (N=1612) 3,41 % включали в себя сцены с неподобающим одеянием и 1,43 % - с наготой (Матес и Шредль, 2014); цифры для самой последней выборки сновидений (N=2853) были ниже: 1,11 % (будучи неподобающе одетыми) и 0,45 % (будучи обнаженными) (Матес и др., 2014). Эти эмпирические данные подтверждают, что значительный процент населения имеет такие типы снов, в которых размышление о том, что думают другие люди (вторичное сознание), является основным. Настоящий анализ серии снов (N=12 139) направлен на изучение частоты и феноменологии снов со сценами полной или частичной наготы, интенсивности испытываемых эмоций, обстановки (знакомой по сравнению с незнакомый), социального контекста (знакомые или незнакомые люди), реакции персонажей сна на ситуацию и, наконец, того, как сновидец справляется с ситуацией, например, надевает какую-либо одежду или нет.

2.     Методы

2.1.          Участник и дневник сновидений

Участник мужского пола начал вести неструктурированный дневник сновидений с 22 лет, причем первый сон был датирован 5 сентября 1984 года. Для объективного анализа были включены все 12159 снов, записанных между датой первого сна и 31 декабря 2015 года (текущее состояние оцифрованных и закодированных снов). Средняя продолжительность снов составила 136,85 ± 85,54 слова.

2.2.          Процедура

Отчеты о снах изначально были написаны от руки, но затем были напечатаны и введены в базу данных Alchera самим сновидцем. Эта база данных позволяет назначать ключевые слова снам, что также выполнялось самим сновидцем. Каждый сон был закодирован участником как сон, где он был частично или полностью обнаженным в неподходящих ситуациях, например, на улице, в общественном здании, дома в присутствии посторонних членов семьи. На втором этапе сновидец классифицировал эти сны в соответствии с эмоциями, связанными с фактом обнаженности (сильная негативная эмоция, умеренная негативная эмоция, нейтральные/не упомянутые эмоции, положительные), степенью наготы (полностью обнажен, обнажена нижняя часть тела, верхняя часть тела, частично обнажен (неясно, как), ношение чего-либо не из одежды, например, одеяла или только нижнего белья), знакомства с обстановкой (знакомая, незнакомая), знакомства персонажей сновидения (знакомые люди, незнакомцы), реакции на наготу других персонажей сновидения (есть, нет), решение (просыпаюсь, надеваю какую-нибудь одежду, никакого решения или смены сцены). Программное обеспечение Alchera обеспечивает подсчет слов для каждого отчета о сновидениях. Отчеты включали только слова, связанные с содержанием сна, и все избыточности, например, повторения, которые произошли при записи сна утром, были исключены. Блок анализа представлял собой отчет об индивидуальном сновидении. Данные были экспортированы в электронную таблицу Excel (Microsoft), после чего был проведен описательный анализ данных с использованием программного пакета SAS 9.4 для Windows (Кэри, Северная Каролина, США).

2.3.     Результаты

В целом, 1,09 % снов включали ту или иную форму наготы. Среднее количество слов в этих 132 снах составило 193,23 ± 113,72 слова. Примерно в половине снов сновидец был полностью обнажен (см. Таблицу 1). В других снах сновидец был лишь частично и/или неподобающе одет. Обнаженность во сне не ассоциировалась с сильными негативными эмоциями (или пробуждением), но примерно в одной трети снов нагота сопровождалась смущением и/или стыдом (см. Таблицу 1). Интересно, что в двух снах обнаженность даже ассоциировалась с положительными эмоциями. В первом сне сновидец ужинал с людьми, связанными с работой, все были голыми, так как это приветствовалось. Во втором сне сновидец бегал голышом на улице, сопровождаемый забавными ощущениями в районе гениталий. Примерно в половине снов сновидец надевал какую-либо одежду, чтобы прикрыть наготу, но почти так же часто действие сна менялось или даже больше не было частью сна (см. Таблицу 1). Это могло быть полное изменение сцены или сосредоточение внимания на других темах, после чего нагота больше не имела значения. В большинстве снов обстановка была незнакома сновидцу, только 18 снов (13,64 %) происходили в обстановке, знакомой сновидцу: рабочее место (N=9), знакомые места города, в котором провел детство сновидец, включая школу, в которой учился сновидец (N=6), места нынешнего города проживания (N=2) и места случайного города, который знает сновидец. Лишь в семи снах (5,30 %) со сценами наготы присутствовали только лица, знакомые сновидцу (коллеги в 5 снах, бывшие одноклассники в 2). В 34,09 % снов были знакомые и незнакомые люди, но в большинстве фигурируют только незнакомцы (57,58 %).

Таблица 1. Характеристики снов со сценами наготы (N=132)

Характеристика

N

Процент

Вид наготы

Полностью

70

53.03%

Обнажена нижняя часть тела

25

18.94%

Обнажена верхняя часть тела

10

7.58%

Частично

8

6.06%

Что-либо надето сверху не из числа одежды

4

3.03% 

Надето только белье

15

11.36% 

Вызванные эмоции

Сильно негативные

0

0.00%

Умеренно негативные

41

31.06%

Нейтральные/Нет эмоций

89

67.42%

Позитивные эмоции

2

1.52%

Итог сновидения

Сновидец проснулся

0

0.00%

Смена тематики

63

47.73%

Сновидец оделся

69

52.27%

 В небольшом количестве снов (N=4; 3,03 %) людей вообще не было, хотя они могли и появиться. В небольшом проценте снов (13,64 %) имели место явные реакции других персонажей на наготу сновидца (см. Таблицу 2). Некоторые реакции были негативными, например, уничижительные замечания или страх быть выгнанным, в то время как другие реакции более нейтральны, например, дети просто смотрели на гениталии. Одна реакция (сестра, прикрывающая наготу сновидца) была даже ситуативно полезной. 

Пример сновидения: “Большой дом, в котором происходит много всего, публичное мероприятие. Я, голый, бегу в комнату, где лежит моя одежда. Мой пенис слегка возбужден и двигается, когда я иду. Я обеспокоен, как отреагируют люди, если я буду ходить голым. В комнате я надеваю белье, так как предпочитаю быть одетым, а не голым …”

2.4.     Обсуждение

Результаты этого единичного исследования, основанного на серии сновидений, показывают, что полная или частичная обнаженность наблюдалась примерно в 1 % снов. Это первое исследование, в котором более подробно рассматривается такая типичная тема. Оно демонстрирует, что иногда нагота даже связана с положительными эмоциями (не только стыд и смущение). Учитывая значительный процент людей, которые видят сны такого рода (Шредль, 2019), и тот факт, что существуют такие другие типичные темы, как оценочные сны (Арнульф и др., 2014; Шредль, 2017), включающие размышления о возможных мыслях (негативной оценке) других людей, можно сделать вывод, что вторичные процессы сознания могут быть гораздо более распространены во сне, чем предполагалось ранее (Хобсон и Восс, 2011). Основным ограничением исследования является тот факт, что все сны были предоставлены одним сновидцем мужского пола. Можно было бы ожидать еще большей изменчивости в отношении эмоций, реакций и т.д., например, в сновидениях со сценами наготы.

В большой выборке у сновидца никогда не было кошмарной версии этого типа сновидений, как у Фрейда и других (Роберт и Задра, 2014). Более того, люди, которые регулярно вели дневники сновидений, показали более высокие показатели открытости

и более низкие показатели честности, чем у тех, кто этого не делает (Шредль и Горитз, 2019). Было бы очень полезно расширить это пилотное исследование на более крупную популяционную выборку для изучения спектра снов со сценами наготы во всей его полноте. Было бы также очень интересно изучить Теорию Разума и способности сновидца к саморефлексии, поскольку эти черты могут влиять на самовосприятие и отражать возможные мысли других людей во сне. 

Несмотря на то, что строгий протокол, т. е. структурированные формы дневника сновидений, был бы предпочтительнее, анализ серий спонтанно записанных снов дает несколько преимуществ (Шредль, 2018):

  • Сновидец не знал о цели исследования и что их сны будут проанализированы. Исследования показали, что конкретные вопросы после записи снов, например, касающиеся музыкальных тем, дали гораздо более высокий процент музыкальных снов по сравнению с другими исследованиями (Олбрич и Шредль, 2019; Юга и др., 2006). Идея состоит в том, что инструкции могут сфокусировать участника на теме, и он или она смогут чаще видеть сны об этом, уделяя больше внимания теме музыки.
  • Обычно продолжительность изучения дневников сновидений колеблется от двух до шести недель, поскольку мотивация записывать сны каждое утро в научных целях очень быстро снижается (Шредль, 2018). Дневники сновидений предоставляют уникальную возможность собрать большое количество снов от одного участника и, таким образом, получить более полную картину изменчивости конкретных тем.

Частота снов со сценами наготы, составляющая 1,08 %, несколько ниже процента тематики типичных снов с элементами неподобающего одеяния (3,41 %) и наготы (1,43 %) в выборке снов из дневника, о которых сообщают участники (Матес и Шредль, 2014), но сопоставима с процентом, обнаруженным в самых последних снах в выборке с большим возрастным диапазоном (Матес и др., 2014). Учитывая культурные различия в распространенности сновидений со сценами наготы и неподобающего одеяния, можно было бы ожидать, что межиндивидуальные различия в частоте этих снов могут быть значительными. Этот тип исследования потребовал бы довольно большого количества снов на одного участника. Примерно в половине снов сновидец полностью обнажен, в то время как в остальных снах он частично неподобающе одет. Особенно в снах с негативными эмоциями (чувство стыда или смущения примерно в одной трети снов) присутствие вторичных процессов сознания кажется очевидным: эти негативные эмоции возникают, потому что сновидец воображает негативные оценки - хотя явные негативные оценки очень редки. В приведенном выше примере сновидец занимается теорией психических процессов, размышляя о том, могут ли другие люди, присутствующие во сне, быть оскорблены его наготой. В отличие от наблюдений Фрейда (1900-1991) и Майерса (1989), иногда персонажи сновидений реагируют на наготу сновидца. Чаще всего реакции не столь негативны, как мог бы ожидать сновидец (см. Таблицу 2); только три сна включают такие негативные аспекты, как уничижительные замечания или угрозу быть выгнанным. 

Таблица 2. Сны о наготе с реакциями других персонажей сновидения (N=13)

Содержание

T00161

Несколько пожилых людей смотрят, а сновидец спрашивает их о наличии у них гениталий

T00611

Находясь в пабе, сновидец предупреждает охрану, беспокоясь о том, что его выгонят

T02382

Мать сновидца наблюдает наготу

T05538

Девушка снимает с себя одежду, потому что думает, что сновидец, будучи голым, заинтересован в сексе

T05743

Женщина отходит, потому что сновидец приближается к ней обнаженным (страх)

T09067

Сестра сновидца прикрывает наготу сновидца своим широким платьем

T09743

Кто-то комментирует тот факт, что сновидец частично раздет

T09753

Другой человек делает резкий комментарий по поводу наготы сновидца

T09950

Бывший школьный товарищ делает уничижительное замечание о наготе сновидца

T10163

Дети с любопытством смотрят на гениталии сновидца

T10215

Кто-то обращает внимание сновидца на то, что его гениталии не прикрыты

T10628

Женщина (позже мужчина) пытается мельком увидеть гениталии сновидца

T10998

Два гомосексуала комментируют обнаженность гениталий сновидца

Большинство снов со сценами частичной или полной обнаженности происходят в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми. В то же время кажется правдоподобным, что человек не будет чувствовать себя неловко, будучи обнаженным в кругу семьи и/или партнера; в знакомых местах (родной город или рабочее место), это может даже усилить чувство неловкости. Для более детального изучения взаимосвязи между знакомством с обстановкой и/или персонажами сновидения и чувством стыда или смущения необходимы более крупные выборки снов со сценами наготы. В таком случае нагота или неподобающее одеяние были обнаружены более чем в половине снов, тогда как в других снах действия смещались, то есть нагота больше не была частью сна. Было бы интересно изучить кошмарные формы этих снов, т.е. с негативной эмоцией стыда/смущения, настолько сильной, что сновидец просыпался бы от своего сна. Очень интересной темой для будущих исследований является также вопрос о том, как эти сны соотносятся с бодрствующей жизнью сновидца. Поскольку большинство (или все) людей не бегают голыми в общественных местах, таких как городские кварталы или места работы, эти сны, безусловно, не повторяют текущий опыт бодрствования. Фрейд (1900-1991) предположил, что эти сны могут быть связаны с детскими переживаниями, но, как он также заметил, дети делают это игриво и не испытывают стыда или смущения. Другим вариантом может быть метафорическая (Малиновский и Хортон, 2015) или эмоциональная преемственности (Хартманн, 2011) между сном и бодрствованием; это означает, что сон связан не с темой наготы наяву, а с эмоциями стыда и смущения, возникающими в других контекстах. Гарфилд (2001) предположил, что нагота во сне — это метафора чувства эмоциональной незащищенности.

Основываясь на основной схеме сновидений, можно сформулировать ее более обобщенно: эти сны могут быть связаны с беспокойством о том, что думают другие люди, если человек ведет себя необычно. Исследования, касающиеся частоты и интенсивности чувств стыда и смущения в бодрствующей жизни и частоты снов со сценами наготы (и чувства стыда или смущения во сне), помогли бы поддержать эту линию мышления. Изучение темы наготы во сне оказало сильную поддержку взглядам о том, что сны являются целенаправленными (Рехтшафен, 1978) или в основном характеризуются процессами первичного сознания (Хобсон и Восс, 2011) - учитывая, что эта тема, скорее, является верхушкой айсберга, отражающей, что думают люди во сне, будучи на виду, тогда как в других снах теория разума не является центральной, но все еще очень важна, например, в социальных взаимодействиях (Кан, 2019). Будущие аналитические исследования содержания сновидений должны опираться на квалифицированных сновидцев (Кахан, 2012) и разработанные меры самоотчета (Кахан и Клаудатос, 2016), чтобы продемонстрировать, в какой степени вторичные процессы сознания играют роль в сновидении. 

Комментарии читателей:

[26.04.2023] Света

Я обычно не вижу наготы во сне, для меня это - большая редкость, но запомнился такой забавный сон.
Я нахожусь в США и твёрдо это знаю (я никогда не была в США). Город - какой-то курортный, может, Лос-Анджелес или Сан-Франциско. Я иду по улице совершенно обнажённой. Погода - прекрасная: солнечный день, очень жарко; чувствуется близость моря. Я прекрасно себя чувствую: никакого стеснения, у меня - красивое, здоровое тело. Люди оглядываются на меня недоуменно, но не проявляют открытой враждебности. Ко мне подходят несколько полицейских, белых и чёрных, среди них - очень красивая негритянка. Она заговаривает со мной: "Мэм, почему Вы идёте по улице голой?" Я отвечаю (во сне я свободно говорю по-английски, хотя наяву не говорю): "А в чём проблема? У вас, кажется, свободная страна, так? Значит, я имею право делать всё, что захочу, если это не вредит другим людям. Мне вполне комфортно ходить обнажённой, я никого не задеваю, а если кто-то думает о чём-то непристойном, так это - его проблемы, не мои". Полицейская спрашивает: "Откуда Вы?" Я отвечаю: "Я - русская, из России". Она отвечает: "Тогда всё в порядке, мэм. Вы можете ходить обнажённой. Мы здесь все уже давно поняли, что с русскими спорить бесполезно, себе дороже выйдет, и русским можно всё, что другим нельзя. Хотите - ходите голыми, хотите - купайтесь в бурю, или шашлыки на улице жарьте... Приятного Вам отдыха". Однако, подумав, я соглашаюсь надеть бикини, чтобы не шокировать местных жителей. Вот такой забавный сон.

Оставить свой комментарий:
12345
e-mail нигде не выводится, нужен лишь для отправки уведомлений